Система управления
симуляционным
центром


Сделано в партнерстве с Первым МГМУ им. И.М.Сеченова
и компанией Интермедика при поддержке Министерства Образования РФ
Создание системы управления медицинским симуляционным центром

В 2016 году мы создали уникальную для России систему управления медицинским симуляционным центром. Испытательной базой для этой разработки стал оснащенный по последнему слову медицинской техники учебно-виртуальный комплекс “Mentor Medicus” при Первом МГМУ им.Сеченова.

Как оказалось, в век высоких компьютерных технологий отработка медицинских навыков на симуляторах - важнейшая часть подготовки специалистов - слишком сильно зависит от человеческих факторов. Эксперты отрасли и наши партнеры по проекту сформулировали основные проблемы, сопутствующие обучению на симуляторах.

1. Не было единой методики оценки владения медицинскими навыками при работе с тренажерами. Каждый преподаватель судил о правильности действий студента исходя из своего опыта и квалификации. Как можно было гарантировать объективную и непредвзятую оценку?

2. На работу с тренажерами уходило много времени - до 40 минут (!) на простейшие навыки. При большом потоке студентов и при высокой занятости преподавателей оказывалось быстрее и проще проверять лишь теоретические знания студентов-медиков.

3. Центр Mentor Medicus работает с 8.00. до 21.00. Но даже при таком графике и при разнообразии тренажеров трудно было координировать занятия и экзамены многочисленных учебных групп и тем более планировать бюджет на расходные материалы. Сложно сказать, сколько в месяц должно тратиться перчаток, бинтов, дезинфицирующих средств. Или сколько их нужно для отработка навыка в одной группе? А на целом курсе?

Настолько разные по своей сути вопросы долго ждали комплексного подхода - приложения наших усилий, знаний и опыта, ибо в Complex Systems всегда находят решение, которое закрывает сразу несколько задач. Нужна была новая система, и мы ее создали! Сайт, представляющий новую систему управления симуляционным центром: smc.complexsys.ru

Что умеет новая система?

Мы разработали ПО, объединившее в единую систему медицинские тренажеры ведущих мировых производителей. Это в том числе значит, что все поступающие в учебно-виртуальный центр тренажеры без проблем интегрируются в действующую систему управления.

Совместно с экспертами (врачами и преподавателями) был разработан список навыков, имеющих первостепенное значение в рамках программы практической подготовки. Каждый из навыков записан в виде четкого алгоритма действий и представлен преподавателю в виде электронного оценочного чек-листа. В ходе проверки преподаватель (или тьютор) заполняет такой чек-лист на планшете или ноутбуке.

Для простейших медицинских навыков - оценочные чек-листы, для сложных изменчивых алгоритмов - конструктор чек-листов. Он предусматривают вариативность действий врача в зависимости от заданной ситуации. Так например, сердечно-легочная реанимация может выполняться одним или двумя специалистами, с наличием или отсутствием дефибриллятора и другими вариантами исходных данных.

Нужный преподавателю набор условий указывается в конструкторе чек-листов, и весь последующий алгоритм подстроится под них.

Камеры наблюдения позволили добиться объективности оценки учащихся. Одновременно с началом экзамена включается запись из кабинета с тренажерами - происходящее фиксируется с нескольких ракурсов. Дополнительно осуществляется видеозахват экранов - запись происходящего на мониторах симуляторов. Видео сохраняется вместе с заполненным преподавателем оценочным листом. Данные по каждому учащемуся (личному коду студента) хранятся на серверах учебно-симуляционного центра в течение длительного времени. Потом можно будет быстро найти и перепроверить результаты экзамена.

Главной целью интеграции тренажеров и сопутствующего симуляционного оборудования (камеры, планшеты) было упрощение работы с информацией по каждому учащемуся. В тренажер передаются сведения о студенте, а обратно система получает с него результаты в виде числовых (частота компрессий, артериальное давление, количество и качество манипуляций и пр.) и логических значений (выполнено//не выполнено). Полученные с тренажера данные вместе с результатами из чек-листа формируют итоговую оценку.

Когда все навыки расписали как алгоритмы, получилось и регламентировать время на их выполнение. Выходить за временные рамки нельзя! Затраченные минуты учитываются в итоговой оценке. Но для некоторых навыков время является решающим фактором, и наши разработчики совместно с экспертами дополнительно продумывали, как отразить это в оценочном листе. Все решилось системой штрафных секунд.

Например, при выполнении внутривенной инъекции к штрафным баллам прибавляется количество затраченных секунд, а при выполнении сердечно-легочной реанимации в “штрафе” учитываются отрезки времени, когда не выполнялись компрессии грудной клетки. В последнем случае потерянные секунды прибавляются к штрафу не линейно, а в геометрической прогрессии - за каждую следующую секунду бездействия штраф возрастает в несколько раз.

Регламентирование времени для выполнения навыков (читай занятий) помогло персоналу УВК Mentor Medicus в организации учебного процесса. На основе утвержденных заявок от вуза персонал симуляционного центра теперь автоматически формирует расписание занятий.

На деле это выглядит так. Преподаватель отправляет в симцентр заявку с указанием списка студентов, конкретного навыка и желаемого времени проведения тренинга. Персонал согласует дату и время проведения, назначает помещения, тренажеры и преподавателей. Готовится оборудование, расходные материалы. Дата проведения занятий или экзамена сообщается студентам заблаговременно.

Результат работы системы за год

Наша система управления работает в симуляционном центре Mentor Medicus с сентября 2016 года. В учебный период с ее помощью регулярно проводились занятия и экзамены. За это время преподаватели и студенты Первого Медуниверситета им.Сеченова отметили следующие результаты:
• экзамен стал проходить гораздо быстрее (в 3-5 раз);
• сняты сомнения в объективности оценки, а итоги проверки на тренажерах можно увидеть в любое время и студенту, и преподавателю, и надзорным органам;
• появилась возможность выстроить четкий график занятий и экзаменов, а также получать статистику затрат на расходные материалы;
• накопилась большая база заполненных чек-листов и данных с симуляторов, что позволяет анализировать их и корректировать программы подготовки для повышения ее качества;
• с помощью нашего конструктора разрабатывались чек-листы для второго этапа аккредитации действующих врачей и выпускников медицинских вузов по всей России. (Второй этап обязательно включает проверку навыков на симуляционном оборудовании.).



В планах работа с симцентрами по всей стране

Сейчас мы продвигаем идею внедрения нашей системы управления в других симуляционных центрах страны. Возможности системы регулярно демонстрируются на тематических выставках и конференциях. Предложения сотрудничества поступают из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Ульяновска, Чебоксар и других городов РФ.

© Complex Systems, 2017